ФАКУЛЬТЕТ АВТОМАТИКИ

Национальный университет «Одесская морская академия»

Национальный университет «Одесская морская академия»

ФАКУЛЬТЕТ АВТОМАТИКИ

Укр Рус

История факультета

Тренажеры и Лаборатории

Образовательная программа подготовки бакалавра

Образовательная программа подготовки специалиста

Образовательная программа подготовки магистра

 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФАКУЛЬТЕТА

Факультет Автоматики был создан в ОНМА (тогда Одесское выше инженерное морское училище) в 1965 году. На факультете была открыта специальность "Автоматическое управление технологическими процессами" и специализация "Автоматическое управление судовыми энергетическими установками". После перехода на ступенчатую форму образования специальность "Автоматизация технологических процессов и производств" была включена в направление "Автоматизация и компьютерно- интегрированные технологии".

В состав факультета автоматики входят такие кафедры:

В 1996 году специальность аккредитована Лондонским институтом морских инженеров как соответствующая высшей категории.

Основателем факультета по праву является кандидат технических наук, заведующий кафедрой, со временем заместитель начальника училища по научной работе, Владимир Александрович Грехов, который возглавлял факультет в 1965-1974 годах. Благодаря его энергии и профессионализму в короткий срок были созданы учебная и лабораторная базы факультета, сформирован коллектив преподавателей. Большинство преподавателей факультета являются выпускниками академии, которые работали на морском флоте, хорошо знают его специфику.

Значительный вклад в создание и работу факультета принадлежит также выдающимся ученым и педагогам - профессорам И.И. Кринецкому и В.И. Печененко. Благодаря их усилиями факультет автоматики на протяжении многих десятилетий является лидером учебного и научного процесса в академии.

В годы становления факультета, создание его лабораторной базы особую роль сыграли ветераны факультета - профессора и доценты В.И. Ланчуковский, А.Э. Пасс, В.А. Грехов, М.В. Таранчук, А.А. Михайличенко, Г.В. Козьминых, А.В. Козьминых, М.А. Журенко, А.О. Воскобойников, Н.И. Верлатый, С.Л. Кудряшов, А.А. Виноградов и другие.

В 1970-2000 годах факультет возглавляли деканы Николай Васильевич Таранчук (1974-1985), Владимир Антонович Голиков (1985-1989), Анатолий Васильевич Козьминых (1989-1991), Сергей Иванович Горб (1991-1993), Александр Александрович Михайличенко (1996-2003), Леонид Викторович Вишневский (2003-2013) - руководители, которые своими деловыми и человеческими качествами создали высокий престиж факультета, современную учебно-лабораторную базу с вычислительной техникой и научно-исследовательскими отраслевыми лабораториями.

За годы существования на факультете защищено 7 докторских i 32 кандидатских диссертаций. Высокий научный и методический уровень профессорско-преподавательского состава оказывал содействие заметному росту качества преподавания и воспитания курсантов - успеваемость по факультету одна из самых высоких в академии.

На факультете 70% научно-педагогического состава имеют ученые степени и звания. На трех кафедрах - АД и ГТУ, АСПСУ, ТАУ и ВТ - работают более чем 30 высококвалифицированных специалистов, с успехом утверждающих престиж специальности. Из них 5 докторов технических наук и профессоров, 14 кандидатов технических наук, 10 доцентов, больше 20 инженеров и лаборантов.

Более чем за сорок лет своего существования факультетом подготовлено более чем 2 тыс. специалистов по автоматизации технологических процессов, которые работают в судоходных компаниях Украины, СНГ и всего мира.

В 1996 году на факультете открытая магистратура по направлению "Автоматизация и компьютерно- интегрированные технологии". С 2000 года подготовлен больше 50 магистров, которые могут занимать должности судового механика всех уровней на судах с главной энергетической установкой неограниченной мощности, а также работать на судоремонтных заводах, в подразделениях судоходных компаний, проектных и научных организациях.

Базовые знания механики, электро- и теплоэнергетики в соединении с углубленной подготовкой по электронике, теории управления и компьютерных технологий обеспечивают конкурентоспособную инженерную квалификацию выпускника факультета.

Возможность выполнить два кадетских контракта в ведущих судоходных компаниях при прохождении практики во время обучения готовят курсантов к удобному трудоустройству.

Современный уровень профессиональной подготовки подтверждается повышенным спросом и быстрым карьерным ростом курсантов факультета в ведущих судоходных компаниях мира. Должности старших механиков, суперинтендантов, технических менеджеров и руководителей предприятий - это типичный служебный путь наших выпускников.

Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников обеспечивается профессорами и доцентами, тесно связанными в своей научной деятельности с морским флотом и современной техникой.

На факультете работают 20 учебных лабораторий и кабинетов, два центра: морской тренажерный центр управления энергетическими установками автоматизированных судов, а также центр специальных технологий по организации технического обслуживания судов с целью тренажерной подготовки и подготовки пользователей компьютерных систем.

Знание компьютерных систем, реального судового оборудования и их систем управления разрешают с успехом решать не только задача подготовки специалистов машинной команды автоматизированных судов, но и заложить у выпускников крепкие знания и привычки творческой и научно-исследовательской работы.

Наличие на факультете современных комплексных тренажеров автоматизированных судовых энергетических установок разрешает осуществлять переподготовку и повышение квалификации судовых механиков высшего уровня ответственности в системе последипломного образования.

С 2013 года факультет Автоматики возглавляет к.т.н., доцент Карьянский Сергей Анатольевич.

В состав факультета Автоматики входят четыре кафедры. Это кафедры Автоматизация дизельных и газотурбинных установок (зав. кафедрой д.т.н., профессор М. В. Миюсов), Теория автоматического управления и вычислительная техника (зав. кафедрой д.т.н., профессор С. I. Горб), Автоматизация судовых паросиловых установок (зав. кафедрой д.т.н., профессор Л. В. Вишневский). В состав факультета Автоматики входит также кафедра Физики и химии (зав. кафедрой д.ф-м. н., профессор В. И. Михайленко).

На факультете работают специализированные лаборатории и кабинеты, которые соответствуют современным требованиям, два центра: тренажерный центр управления энергетическими установками автоматизированных судов, а также центр информационных технологий с целью тренажерной подготовки и подготовки пользователей компьютерных систем.

КАФЕДРЫ

Кафедра Автоматизация судовых паросиловых установок

Становление кафедры началось в 1960-х годах, когда на судомеханическом факультете открылась специализация "Автоматика" и начались работы по созданию учебных лабораторий для будущей кафедры. Кафедра была основана в 1964 году. В течение двадцати лет (1964-1984) ею руководил кандидат технических наук, професор В. И. Печененко. С 1984 по 2011 год кафедру возглавляет, доктор технических наук, профессор Анатолий Иосифович Коханский. С 2011 года по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Леонид Викторович Вишневский.

Развитие кафедры осуществлялось благодаря усилиям и организаторской работе преподавателей Г. В. Козьминых, Б. Д. Ульянова, М. А Журенко, В. Ф. Горбунова, А. П. Дулдиера и других. Ими разработаны лекционные курсы, изданы научно-методические материалы.

С 1964 года кафедра успешно проводит хоздоговорные и госбюджетные научные исследования. По их результатам было защищено пять кандидатских диссертаций (Г. В. Козьминых, Б. Д. Ульянов, М. А. Журенко, Е. А. Масленко, И. Г. Беляев). Научным руководителем всех диссертационных исследований был В. И. Печененко.

В 1980-е годы значительно возрастает научно-педагогический потенциал коллектива. На кафедре работают такие опытные специалисты, как Л. В. Вишневский и В. Г. Денисов. Под их руководством аспирантами С. В. Сагиным, В. Сутягиным защищены кандидатские диссертации.

В этот период кафедрой успешно проводятся научные исследования по триботехнике под руководством С. А. Ханмамедова и по автоматизации судовых дизель-генераторов - под руководством Л. В. Вишневского. Проведенные исследования стали основанием докторских диссертаций С. А. Ханмамедова и Л. В. Вишневского. Для обеспечения учебного процесса на кафедре созданы 4 учебные лаборатории, отражающие существующие технические средства автоматизации (гидравлические, пневматические и электронные), а также содержащие схемы автоматизации главных и вспомогательных технических средств судовых энергетических установок. Научные интересы преподавателей кафедры определяются исследованием систем автоматического регулирования процесса топ ливосжигания и систем питания водой в главных судовых паровых котлах; комплексной автоматизацией силовых установок сухогрузных судов общего назначения с паротурбинной установкой; разработкой рациональных средств и схем автоматизации паросиловых установок судов перспективной постройки; определением количественных показателей надежности средств автоматизации паротурбинных судов и др.

Результаты научных исследований отражены в изданных учебниках, учебных пособиях. Среди них учебное пособие "Автоматическое управление технологическими процессами СЭУ" (В. Ф. Горбунов), "Автоматизация судовых пароэнергетических установок" (проф. И. Г. Беляев), "Технические средства автоматизации судовых энергетических установок" (М.А. Журенко, Н.В. Таранчук), "Основы автоматики и комплексная автоматизация судовых пароэнергетических установок" (В.И. Печененко, Г.В. Козьминых), "Автоматика регулирования и управления судовых силовых установок (В.И. Печененко, Г.В. Козьминых).

В коллективе кафедры работают доктор технических наук, профессор Л. В. Вишневский; кандидат технических наук, профессор М. А. Журенко; кандидат технических наук, доцент В. Ф. Горбунов; ассистент И. Е. Войтецкий, а также зав. лабораторией инженер В. И. Лупоносов.

Преподаватели кафедры выполняют большой объем учебной и учебно-методической работы, обеспечивая преподавание ряда дисциплин на двух факультетах — судомеханическом и автоматики. Среди них: "АСУ судовых паротурбинных установок", "Теория автоматического управления", "Технические средства автоматизации", "Проектирование систем автоматизации", "Автоматизация судовых вспомогательных механизмов и установок" и другие.

В создании лабораторий кафедры и поддержании их в рабочем режиме значительна роль заведующих лабораториями Н. Н. Гуляк и В. И. Лупоносова.


Кафедра "Автоматизация дизельных и газотурбинных установок"

Кафедра автоматизации дизельных и газотурбинных установок (АД и ГТУ) была создана в 1965 году и начала свою работу под руководством доктора технических наук, профессора И. И. Кринецкого. В последующие годы ее возглавляли кандидат технических наук, профессор В.И.Ланчуковский (1967-1971; 1982-2000) и доктор технических наук, профессор А. В. Козьминых (1971-1981). С 2000 года кафедрой руководит доктор технических наук, профессор Михаил Валентинович Миюсов.

Кафедрой проводится учебная работа на трех факультетах академии: автоматики, судомеханическом и факультете электромеханики и радио-электроники по 11 дисциплинам.

На кафедре создана уникальная лабораторная база, которая включает все основные типы тренажеров судовых двигателей и энергетических установок, которые есть в мире: систем ДАУ и СЦК шведской фирмы Ungner Instrument и датской фирмы STL; настройки автоматических регуляторов американской фирмы Woodward; вахтенного обслуживания СЭУ типа Dieselsim норвежской фирмы Norcontrol; безвахтенного обслуживания СЭУ типа LSS-3 английской фирмы Haven Automation Ltd, компьютерный тренажер фирмы Transas Marine International.

Лабораторные и тренажерные занятия, курсовое и дипломное проектирование проводятся с использованием современной компьютерной техники. За последние 10 лет более 1500 дипломников и судовых механиков прошли тренажерную подготовку по безопасному управлению СЭУ.

Кафедра АД и ГТУ выполняет научно-исследовательскую работу в областях автоматизации судовых дизельных и газотурбинных установок, разработки и внедрения в учебный процесс тренажерной техники, исследования режимов работы судовых установок со вспомогательными ветро-движителями.

Результатом научной работы кафедры стали два издания учебника "АСУ судовых дизельных и газотурбинных установок", учебника "Безопасное управление СЭУ" на русском и английском языках, семь учебных пособий и программное обеспечение тренажера судового автоматизированного двигателя на базе персонального компьютера. Совместно с фирмой Haven Аutomation Ltd был создан первый в мире полномасштабный тренажер безвахтенного обслуживания СЭУ типа LSS-3. Преподаватели кафедры выступали с докладами на международных конференциях по тренажерам СЭУ — во Франции, Канаде, США, Сингапуре, Китае.

Разработаны и внедрены в учебный процесс методика тренажерной подготовки судовых механиков и новые дисциплины "Безопасное управление СЭУ", "Менеджмент судовой машинной команды".

На базе кафедры организован Морской тренажерный центр СЭУ и с ее участием — Одесское отделение Института морской техники, науки и технологии Великобритании (ИМТНТВ).

В коллективе кафедры АД и ГТУ работают доктор технических наук, профессор М.В.Миюсов, кандидат технических наук, профессор В.И.Ланчуковский; кандидаты технических наук, доценты А.А.Виноградов, В.А.Бачериков; доцент Л.П.Кривда; старшие преподаватели А.В.Бондаренко, Е.М.Оженко; ассистент В.М.Чибисов, а также зав. лабораториями А.Н.Новиков, ведущие инженеры И.А.Кузьмин, Т.В.Панферов, Л.Т.Молчан, Н.С.Бойко, А.Н.Заика, ст. лаборант Н.А.Бондаренко.

М.В.Миюсов — ректор ОНМА, действительный член Транспортной академии и Академии наук судостроения Украины, почетный работник морского и речного транспорта Украины, действительный член ИМТНТВ.

В.И.Ланчуковский — руководитель Морского тренажерного центра СЭУ, председатель Черноморского бассейнового НТО водного транспорта, почетный работник морского флота СССР, действительный член ИМТНТВ, почетный секретарь Одесского отделения ИМТНТВ, член Международного совета по тренажерам СЭУ, член-корреспондент Транспортной академии Украины, отличник высшей школы СССР.

А. В. Бондаренко — заместитель декана факультета автоматики.


Кафедра Теории автоматического управления и вычислительной техники

История кафедры

Кафедра теории автоматического регулирования существует в академии много лет. Первым начальником кафедры был Борис Петрович Кутасин, впоследствии ректор института связи. В 1962 г. начальником кафедры теории автоматического регулирования стал д.т.н., профессор Иван Иванович Кринецкий.

В 1965 г. был открыт факультет автоматики, и на базе кафедры теории автоматического регулирования была создана кафедра теории автоматического управления и вычислительной техники (ТАУ и ВТ), начальником которой стал д.т.н., профессор И. И. Кринецкий. После образования кафедры ТАУ и ВТ формируется ее профессорско-преподавательский состав: профессор Кринецкий И.И., к.т.н. Пасс А.Е., ст. преподаватель Воскобойников А.А.

В 1966 г. начальником кафедры становится Анатолий Егорович Пасс. Начинает развиваться научное направление по автоматизации судовых вспомогательных механизмов, автоматизации кондиционирования воздуха и автоматизации судовых электроэнергетических систем. По этим направлениям под руководством А.Е. Пасса с 1968 г. защитили кандидатские диссертации аспиранты и соискатели кафедры: Верлатый Н.И., Мерзлов Е.И., Завьялов А.А., Нгуен Зы Фыок, Агафонов Н.П., Заложков В.А., Таранчук Н.В., Братишкин А.В., Голубев В.К., Голиков В.А., Крохмаль Д.Ю., Вишневский Л.В., Веретенник А.М., Голиков А.А., Беляев В.Н., Карпов Ю.И., Абудура Салам.

Первоначально на кафедре читаются курсы лекций: ТАУ – проф. Кринецкий И.И., судовая электроника и вычислительная техника – доцент Пасс А.Е., электрические измерения – доцент Воскобойников А.А., приборы управления и внутрисудовая связь – ст. преподаватель Ключерев-Бутович Л.К.

После ухода с кафедры в 1966 г. И.И. Кринецкого происходит перераспределение основных читаемых курсов лекций: ТАУ стал читать доцент Пасс А.Е., вычислительную технику - старший преподаватель Верлатый Н.И., электронику – старший преподаватель Кудряшов С.Л. С ростом числа курсантов на кафедре увеличивается число преподавателей. Курс вычислительной техники стали читать доцент Верлатый Н.И., старший преподаватель Таранчук Н. В., старший преподаватель Агафонов Н. П., старший преподаватель Голиков В.А.

При образовании кафедры были созданы лаборатории цифровых вычислительных машин (ЭВМ «Минск-1») и аналоговых вычислительных машин (ЭВМ МН-7, МН-14), теории автоматического управления, лаборатория электрических измерений и лаборатория судовой электроники.

С 1992 года на кафедре начинает издаваться научно-технический сборник «Автоматизации судовых технических средств». При кафедре создается Центр специальных технологий по организации технического обслуживания судов, научным руководителем которого является д.т.н., профессор С.И. Горб. Центр проводит лицензионное обучение пользователей персональных ЭВМ и обеспечивает подготовку комсостава судов и суперинтендантов для работы с программами AMOS-D и AMOS for Windows. Ведется собственная разработка информационных систем по учету и контролю топливо- и маслоиспользования в судоходных компаниях.

Центр также организует учебные курсы и проверку знаний по Windows, Word, Excel, Visual Basic, AutoCAD и ряду других программных продуктов и направлений. Занятия на курсах проводят ведущие преподаватели кафедры теории автоматического управления и вычислительной техники.

 

Научная работа преподавателей кафедры

Преподаватели кафедры выполняют научные разработки в таких областях:

Многие преподаватели кафедры активно участвуют в научной работе по ряду направлений, принимают участие в научных конференциях, семинарах и выставках, регулярно проходят курсы повышения квалификации.

Научная работа профессора Горба С.И.
Научная работа профессора Никольского В.В.
Научная работа доцента Каменевой А.В.
Научная работа доцента Поповского А.Ю.
Научная работа доцента Сандлера А.К.
Научная работа доцента Цюпко Ю.М.
Научная работа доцента Шапо В.Ф.
Научная работа старшего преподавателя Карпилова А.Ю.
Научная работа старшего преподавателя Брошкова С.Д.
Научная работа старшего преподавателя Хнюнина С.Г.
Научная работа ассистента Удолатий В.Б.

Методическая работа преподавателей кафедры

Преподаватели кафедры являются авторами большого количества учебных пособий, многие из которых имеют гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов".

Методическая работа профессора Горба С.И.
Методическая работа профессора Никольского В.В.
Методическая работа доцента Каменевой А.В.
Методическая работа доцента Поповского А.Ю.
Методическая работа доцента Сандлера А.К.
Методическая работа доцента Цюпко Ю.М.
Методическая работа доцента Шапо В.Ф.
Методическая работа старшего преподавателя Карпилова А.Ю.
Методическая работа старшего преподавателя Брошкова С.Д.
Методическая работа старшего преподавателя Хнюнина С.Г.


Кафедра физики и химии

История кафедры физики и химии

Общеобразовательные кафедры физики и химии были открыты в 1944 году одновременно с образованием ОВМУ и начали проводить учебный процесс, начиная с 1944 – 1945 учебного года.

Кафедрой физики последовательно руководили:

  1. д.ф.-м.н., профессор Костарёв А.І. (1944 – 1949)
  2. д.ф.-м.н., профессор Брюханов А.Є (1949 – 1960)
  3. к.ф.-м.н., доцент Тепляков П.О. (1960 – 1983)
  4. к.ф.-м.н., доцент Редькин Ю.Р. (1983 – 1989)
  5. д.ф.-м.н., профессор Михайленко В.І. (1989 – по настоящее время).

Кафедрой химии руководили:

В 1985году кафедра химии была присоединена к кафедре физики и таким образом была образована кафедра физики и химии.

На протяжении всего периода деятельности кафедру отличает высокий научный уровень преподавателей. И сегодня 90% преподавательского состава имеют ученые степени и звания. В коллективе кафедры – доктор наук, профессор Михайленко В.И.: кандидаты наук, доценты А.А. Горюк, Л.Ф. Калиниченко, В.В. Михальчук, Ф.А. Птащенко, С.А. Фролкова, А.А.Кузнецова, В.П. Зенченко, К.С. Шакун: старшие преподаватели В.Н. Полосина, Е.С.Савчук: зав. лабораториями Л.А. Чихичина, Л.А. Рудик, а также старшие лаборанты И.И. Братякина, Т.В.Магомет, С.А. Ефанов, Чебрукова Т.В., Горемыкина Т.А.

За время существования кафедры защищено 2 докторских и 13 кандидатских диссертаций.

Кафедра располагает 9 учебными и 3 научно исследовательскими лабораториями. В них получают практические навыки курсанты первых-вторых курсов шести факультетов академии.

Активно проводится научно исследовательская работа. В ведущих академических журналах – "Оптика и спектроскопия", "Журнал коллоидной химии", "Кристаллография" (Российская академия наук–РАН),." Journal of Molecular Spectrscopy". "Journal of Chemical Physic" и др. опубликовао свыше 300 статей.

На кафедре сложились свои научные традиции и интересы, Сотрудники принимают участие во многих международных и отечественных конференциях по спектроскопии молекул и кристаллов, физике полупроводников, природе межмолекулярных взаимодействий и др. Среди научных достижений кафедры – отмеченный бронзовой медалью ВДНХ в 1985 году экспонат кафедры "Система очистки воды на судах морского флота", зарегистрированное в 1990 году открытие профессора Ю.М.Поповского, члена-корреспондента АН СССР Б.А. Дерягина и профессора Б.А. Алтоиза "Явление возникновения гомогенной жидкокристаллической фазы немезогенной жидкости".


МОРСКОЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЦЕНТР
СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Центр проводит курс обучения на тренажере машинного отделения для судовых механиков в соответствии с конвенцией ПДНВ 78/95 и кодексом ISM с целью безопасной эксплуатации судовой дизельной энергетической установкой в сложных и аварийных ситуациях.

Учебный план включает в себя лекции, обучающие упражнения и "ролевые игры" по следующим темам:

Тренажерные курсы проводятся на полномасштабных тренажерах типа LSS-2S Haven Automation Ltd., UK, и типа Dieselsim Norcontrol, Norway. Эти тренажеры включают в себя помещения для оборудования МО, ГРЩ, пульты управления ГД из ЦПУ и с мостика соответствующие рефрижераторному судну дедвейтом 10000т., с главным двигателем "MAN B&W" 6L60MC и танкеру дедвейтом 130000 т., с главным двигателем "MAN B&W" 6L90GFCA соответственно.

Осваивание навыков настройки также выполнено на основе двух тестовых стендов компании Woodward с регуляторами типа UG-8 и PGA.

Профессора и Старшие механики кафедры автоматизации судовых дизельных установок проводят тренажерные курсы согласно учебным планам для судовых механиков, которые используются в Морских тренажерных центрах Великобритании, Канады и др. стран.

Механики, успешно закончившие курсы получат удостоверения:

Продолжительность курсов 5 дней.

При необходимости схема обучения может быть изменена по требованию судоходной компании для оценки компетентности судовых механиков.

Глава Морского тренажерного центра СЭУ
Член международного экспертного совета по тренажерам СЭУ
д.т.н., CEng, FIMarEST, профессор Ланчуковский В.И.

Лаборатории кафедры

Лаборатория ТАУ

Лаборатория ТАУ

Лаборатория метрологии

Лаборатория метрологии

Лаборатория электроники

Лаборатория электроники

В 1980 г. после работы в институте пищевой промышленности, политехническом институте, Севастопольском приборостроительном институте, Калининградском ВИМУ рыбной промышленности, холодильном институте на кафедру возвращается И. И. Кринецкий. На кафедре создается отраслевая НИЛ по технической эксплуатации судовых средств автоматики. Начинает работать республиканский постоянно действующий семинар «Проблемы морской кибернетики». Развивается новое научное направление – автоматизация ветродвижительных комплексов и выполняются исследования, результатом которых стала кандидатская диссертация М. В. Миюсова. Укрепляется материально-техническая база кафедры: под руководством начальника факультета Таранчука Н. В. спортзал перестраивается в лабораторию ЭВМ ЕС-1035.

После кончины в 1991 г. И. И. Кринецкого кафедру возглавил д.т.н., профессор Сергей Иванович Горб. Под его руководством на кафедре создаются новые лаборатории вычислительной техники на базе персональных компьютеров, микропроцессорной техники и обновляется лаборатория теории автоматического управления.

Компьютерные классы кафедры

Under Construction

Under Construction

Under Construction